Народный сэсэн,
поэт Башкортостана, родился 15 декабря 1888 года в Самарской губернии. Рано
лишился родителей. Всю свою жизнь был, популяризатором фольклора, писал пьесы.
Мухаметша Абдрахманович прожил большую и сложную жизнь. Он умер в 1966 году.
Его старший сын Нажиб живет в г. Сибае. Младший сын Зуфар с 1914, на два года
моложе старшего брата, прожил всего 25 лет. Дочь Наккар с 1915 года, умерла в
возрасте 71 год.
Бурангулова Наккар Мухаметова родилась 20 октября 1915 г. в Оренбургской
области. В 1927 году ее устроили в школу им. Ленина, которая была расположена
на улице Аксакова №81 ( здание
сохранилось и в нынешнее время ) она жила у тети - Фатимы Давлетшиной, которая
являлась сестренкой её матери. Ее муж Габбас был родным братом мужа Хадии Давлетшиной
Губая. В 1937 году оба брата были расстрелены как враги народа, но в последствии они были реабилитированы.
Наккар Мухаметовна после окончания 7 класса училась на курсах КРО - комбинат
рабочего образования по вечерам, а днем работала в нотариальной канторе
делопроизводителем, готовилась поступать в высшее учебное заведение. В 1933
году она поступила в Уфимский пединститут на математический факультет.
Семья Бурангуловых
жила в очень тяжелых условиях. Дочь Наккар Мухаметовны – Луиза вспоминает свое
тяжелое детство: «Мамины сестры и брат были вынуждены бежать за пределы
Башкирии. Брат жил в Казахстане, сестры в Средней Азии. Их преследовали»
***
В 1907 году в жизни М. Бурангулова
происходит событие, которое оказывает большое влияние на его дальнейшую судьбу:
в одном из юго-восточных районов Башкирии он встречается со знаменитым кураистом
и сэсэно.м Габитом Аргинбаевым. Этот сэсэн-сказитель, обладавший большим даром
импровизатора, по памяти воспроизводивший многие эпические произведения
народного творчеста пробуждает в нем горячий интерес фольклору, стремление к
познанию особенностей устно-поэтического творчества. В воспроизведении
знаменитого сэсэна он записывает ряд таких эпических памятников, ныне входящих
в золотой фонд башкирского устно-поэтического творчества, как «Урал-батыр»
«Акбузат», «Маян и Мэргэн», «Идельи Яик» «Заятуляк», «Вороной иноходец» и другие.
Проникшись глубокой любовью к творчеству своего народа, М. Бурангулов в
дальнейшем всю свою жизнь посвящает сбору и пропаганде бесценных его творении.
После Октябрьской революции М. Бурангулов
некоторое время работает заместителем председателя Бузулукского кантисполкома, заведует
отделом народного образования. Много сил и энергии отдает он развитию
просвещения в кантоне и в центральной Башкирии. Наряду с этим он активно
участвует в социалистическом преобразовании деревни. Организует сельхозартель,
руководит комбедом, ведет активную борьбу с кулаками.
Несколько лет не прекращались нападки на Бурангулова. Его несколько раз
освобождали от работы, обвинив в буржуазном национализме, сажают в тюрьму. При
жизни он был реабилитирован. Пострадал не только он сам, но и его дети. Сына
Зуфара в 25 лет убили (есть предположение, что его толкнули под поезд), дочь в 1937 г. исключили из
пединститута. Она в 1948 г.
заочно окончила институт, не давали спокойно работать, снимали с работы,
приходилось переходить с одной работы на другую. Старший сын Нажиб – геолог,
живет в Сибае. С 1937 г.
по 1938 г.
Наккар Бурангулова (ныне на пенсии) работала в п. Раевский ср. школы №1
учителем математики, а Мухаметша Бурангулов с 1936 по 1937 г. работал заместителем
директора и учителем родного языка в РСШ №1. Сын его, Зуфар Мухаметович работал
с 1934 г.
по 1936г. директором РСШ №1. В 1938
г. Наккар переехала
в Уфу. Отца освободили и он забрал ее в Уфу.
Все эти полные бурными событиями годы он не
перестает собирать и изучать произведения народного творчества. Глубокая тяга к
познанию и изучению фольклора приводит его в Научно-исследовательский институт
языка и литературы. С 1938 по 1941 год М. Бурангулов рабоет здесь научным
сотрудником.
В Институте, самозабвенно предаваясь
любимому делу, М. Бурангулов за короткий срок систематизирует как свои, так и
другие архивные материалы по фольклору. На их основе составляет сборники «Башкирские
народные песни и их легенды», «Башкирские исторические песни», «Эпос о
батырах», сборник очерков «Свадебный обряд у башкир», пишет научно-популярный
труд «Башкирская народная поэзия», где впервые анализирует и обобщает
творчество народных сэсэнов-скази-тслей, классифицирует жанры башкирского
фольклора. К сожалению, эта работа, как и другие его труды (за исключением
«Эпоса о батырах»), не увидела свет. Труды М. Бурангулова, наряду с работами
других башкирских фольклористов того времени, явились ценной источниковой и
теоретической основой, опираясь на которую и развивалась в дальнейшем
башкирская фольклористическая наука.
Вес углубляющееся познание фольклора,
очарование его высоко-художественными образцами дают творческий импульс и
самому М. Бурангулову. На основе народных сказаний, легенд он создает ряд поэм
и кубаиров, такие как «Карасакал», «Юлай и Салават», «Письмо Салавата», «Песнь
о великой дружбе», «Кубаир о Великой
Отечественной войне», «Кубаир о законе». Кроме того, он сочинял стихи,
рассказы, оперные либретто.
Особенно плодотворно М. Бурангулов работал в области драматургии. Им
написано более 30 пьес с вариантами. Пьесы М. Бурангулова в 20-30-е годы
составляли основу репертуара молодого Башкирского государственного театра. Наиболее
значительными были пьесы «Ашкадар» (1917), «Шаурякай» (1925), «Башкирская
свадьба» (1926) и др. Он создал ряд историко-революционных пьес, среди которых
особо выделяются драма «Карасакал» (1930), трагедия «Идукай и Мурадым» (1940) и
оперные либретто «Мэргэн» (1939), «Туктар и Гульнур» (1944). Немало пьес М.
Бкрангулова посвящено показу современной ему действительности. Это – «Борьба за
свободу» (1927), «В бурные дни» (1929), «Шайка абзелиловых» (1926). «Прокурор»
(1930), «Настоящая любовь» (1947), «Гульнур» (1948) и др.
М.Бурангулов – член Союза писателей с 1940 г.
В 1944 г.
ему присваивается почетное звание народного сэсэна Башкирии.
В 1920 г.
Бурангулова арестовывают за одобрение деятельности Заки Валиди, где он пробыл
несколько месяцев.
В 1956 г. реабилитирован.
Умер в 1966 году.
В 1944 г ему
присваивается почетное звание народного сэсэна Башкортостана. Умер 9
марта 1966 г
в Уфе.
В 1990 году впервые было подготовлено к изданию
двухтомное собрание произведений Мухаметши Бурангулова.
***
В Уфе пришлось
поменять несколько квартир. Сначала семья Бурангуловых жила в центре по ул.
Проспект Октября.
В Уфе Наккар Мухаметовна вышла замуж за Фазылова Мужавира Касимова,
который после окончания Уфимского пединститута работал в институте усовершенствования
учителей. Позже он работал в педколледже, он был первым его директором. Из-за
Мухаметши Бурангулова пострадали не только его дети, но и его зять. Его сняли с
работы, затем он работал учителем истории в школе-интернате, через год он перешел
в школу №24, где работал директором до пенсии. Наккар работала постоянно с
большой нагрузкой, из-за трудного положения в семье. После выступления
секретаря Жданова, особенно начались нападки на семью Бурангуловых. Вначале она
работала в дошкольном училище, а затем в вечерней школе учителем математики. У
Наккар родилась дочь Луиза, она заочно окончила финансово-экономический
институт. Работала экономистом на заводе РТИ, позже научным сотрудником в
Академии наук, а затем в БГУ методистом биологического факультета. Ее супруг
Ахмат Лутфуллин, родом из Учалов, действительный член Российской академии
художеств. Народный художник СССР. В Америке выпускался справочник про
выдающихся людей планеты. В 8 издании этого справочника есть его биография.
У Лутфуллиных два сына: Фархай, после окончания мединститута работал
врачом в г. Уфе, Мансур окончил Московский институт народного хозяйства им.
Плеканова, работал экономистом.
|
Зайнап Абдулловна - супруга
Мухаметши Бурангулова
|